FANDOM

Петропавловск (линкор)
Служба

Россия
РСФСР
СССР (1924—1935)
СССР (1935—1953)

Порт приписки

Кронштадт

«Петропа́вловск» — линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь».

ИсторияРедагувати

Заложен 15 июня 1909 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Спущен на воду 27 августа 1911 года. Зачислен в состав действующего флота в конце декабря 1914 года. Участвовал в Первой мировой войне. В 1918 году во время Ледового похода Балтийского флота, вместе с другими кораблями БФ, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт. 31 мая 1919 года эсминец «Азард», занимавшийся разведкой под прикрытием линкора «Петропавловск», вошёл в контакт с кораблями противника. Преследуемый семью британскими эсминцами, «Азард» вывел их прямо под пушки линкора. «Петропавловск» открыл огонь из 12-дюймовых, а затем и из 120-мм орудий. Британские эсминцы, сблизившись с противником до 47 кабельтовых, развернулись и ушли. Этот бой был единственным морским сражением в истории, в котором участвовал какой-либо из 4-х линкоров типа «Севастополь». 31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь весьма уважаемого большевиками французского революционера Жана-Поля Марата. В 1928—1931 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию. С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга VI, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллин. В декабре 1939 года линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах, близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец «Ленин». Во время Великой Отечественной войны «Марат» участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 года корабль в Кронштадте был тяжело повреждён во время авианалёта. Повреждения были вызваны прямым попаданием бомб, сброшенных пикирующими бомбардировщиками Ю-87, один из которых пилотировал ставший позже известным ас люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель (в мемуарах Руделя указывается, что он атаковал «Марат» дважды — 16 сентября он сбросил на палубу «Марата» бомбы массой 500 кг, 23 сентября — бомбу массой 1000 кг со специальным взрывателем с замедлением детонации). Две бомбы, предположительно весом по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды — одна несколько в нос, а другая в корму от фок-мачты, Попашая в носовую часть бомба   вызвала детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же упала носовая дымовая труба характерной формы вместе с кожухами броневых колосников. Погибли командир корабля капитан 2 ранга Иванов П. К., старший помощник капитан 2 ранга Чуфистов В. С. и ещё 324 человека. В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при водоизмещении 23 000 тонн) был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя. В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков была частично восстановлена боеспособность корабля. 31 октября 1941 года башни № 4 и № 3 смогли вести огонь, а 9 ноября 1942 открыла огонь и башня № 2. Оставшиеся три орудийных башни и зенитные установки продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск». 28 ноября 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл.

Проект 29Редагувати

В 1945 году по распоряжению ВМФ ЦКБ-17 разработало проект восстановления линкора «Петропавловск» как полноценной боевой единицы с масштабной модернизацией. Для замены оторванной носовой оконечности предполагалось использовать конструкцию корпуса Линкор «Фрунзе». Предполагалось, что восстановленный линкор сохранит 3 башни ГК и получит полностью новую артиллерию среднего и малого калибра из 8 спаренных 130-миллиметровых орудий и 6 спаренных 85-миллиметровых орудий. Таким образом, предполагалось усилить ПВО корабля, практически приведя её к современным стандартам. Большие ожидаемые трудозатраты и перспектива получения в качестве компенсации за «Петропавловск» одного из итальянских линкоров класса «Витторио Венетто» или «Джулио Чезаре» (затем на ЧФ «Новороссийск») привели к отказу от проекта. Главным его недостатком было то, что даже восстановленный линкор уже не являлся бы в полной мере боевым кораблём из-за совершенно недостаточной скорости.

Интересные фактыРедагувати

Линкор «Марат» упоминается в «Дяде Стёпе» С. В. Михалкова. Там главный герой рассказывает про свою службу на Балтийском флоте:

  • Ночь не спал. Устал с дороги.
  • Не привыкли к суше ноги.
  • Отдохну. Надену китель.
  • На диване полежу.
  • После чая заходите —
  • Сто историй расскажу!
  • Про войну и про бомбёжку,
  • Про большой линкор «Марат»,
  • Как я ранен был немножко,
  • Защищая Ленинград.
  • И теперь горды ребята —
  • Пионеры, октябрята, —
  • Что знакомы с краснофлотцем,
  • С настоящим моряком.

Категория:Линкоры Категория:Корабли

Ad blocker interference detected!