FANDOM

Звезда

Адмирал Кузнецов (авианосец)
Служба

37 px Россия

Порт приписки

Мурманск-35

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов (прежние названия — в порядке присвоения — Советский Союз (проект), Рига (закладка), Леонид Брежнев (спуск на воду), Тбилиси (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2012 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитан 1-го ранга. Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

ИсторияРедагувати

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн. Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша. 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний. 4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. Во время распада СССР, в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года (за неделю до подписания Беловежского соглашения) был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск. В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года. С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане. 8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера. 6 декабря 2011 года, авианосец отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море, к берегам Сирии. По заявлению представителей минобороны, авианосец требует капитального ремонта и возможно пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш».

АвианосцыРедагувати

Файл:110jpg.jpg
В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Тем не менее, планируется постройка атомных авианосцев. По планам, строительство должно начаться в период с 2015 по 2020 год. По неподтвержденным данным эскизные наработки и планирования компоновки будущего корабля уже начаты. По планам модернизации флота, должно находиться по одной единице на каждом из флотов, и один в запасе, на случай ремонта другого авианосца. Действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 не планирует строительство авианосных кораблей до 2020 года.

СейчасРедагувати

На данный момент корабль практически полностью находится в боевой готовности. Головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %. Укомплектованность авиацией составляет 60 % от плановой, что не позволяет в полной мере заниматься боевой подготовкой. 22 апреля 2011 издание «НВО» сообщило, что на корабле решено в 2012 году начать полномасштабную модернизацию. Осуществляться она будет на верфи судостроительного предприятия «Севмаш». Намечено заменить на крейсере морально устаревшее радиоэлектронное оборудование, системы оружия, и видимо, силовую установку, вызывающую массу нареканий у военных моряков. Проектные работы по модернизации корабля были закончены в 2011 году, а в конце 2012 года планируют приступить к техническим работам на крейсере. По предварительным данным, полностью завершится переоборудование к 2017 году. Подписан контракт на закупку МиГ-29К для ВМФ России. Согласно контракту, определено в период с 2013 по 2015 годы построить и поставить Военно-Морскому Флоту России 20 самолетов МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ взамен Су-33 и Су-25УТГ. Использующиеся Су-33 находятся в хорошем состоянии и предположительно будут законсервированы. Предстоящая масштабная модернизация преследует цель устранить недостатки корабля. Хотя сегодня трудно определить направления модернизации, но некоторые выводы можно сделать. Прежде всего, недостаточно надежная котлотурбинная силовая установка будет заменена газотурбинной ГЭУ или ядерной. Имеющиеся пусковые установки ПКР 3М45 П-700 «Гранит» будут демонтированы. Следовательно, появится возможность до 4500-5000 м² увеличить ангар для размещения дополнительного количества самолетов. ПВО корабля будет усилена заменой ЗРК 3К95 «Кинжал» новой системой с 80-120 зенитными ракетами средней дальности нового поколения. В сочетании с новой системой будут установлены 4-6 ЗРПК «Панцирь-С1». Авианосец получит новое радиоэлектронное оборудование, вероятно, боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая предназначена для установки на все новые российские боевые корабли. Эта БИУС обеспечивает беспрецедентно эффективное управление системами корабля. Будет логично, если авианосец получит катапульты. Учитывая, что носовой трамплин будет сохранен, одна или две катапультные установки могут быть расположены на угловой палубе корабля. Аналогичное решение предусматривалось для атомных авианосцев класса «Ульяновск», которые с окончанием холодной войны были недостроены. К тому времени Советский Союз уже разработал паровую катапульту, экспериментальные прототипы испытывались на наземном комплексе «НИТКА». Следовательно, задача создания паровых катапульт вполне разрешима. Выбор типа катапульты связан с силовой установкой. Паровые катапульты требуют наличия ядерной энергетической установки, в то время как использование газотурбинной энергетической установки не оставляет другого выбора кроме установки электромагнитной катапульты.

АвиапаркРедагувати

Авиапарк корабля будет состоять из 26 новых истребителей МиГ-29К, плюс у ВМФ есть намерение продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33 (Было построено 35 машин, 9 опытных, 2 для стат.испытаний, 24 серийных, потеряно 2 опытных и 4 серийных. Самая старая машина в полку — 1993 года, самая молодая — 1998 год.) минимум на пять лет, или даже до 2025 года, а также вертолетов и военно-морской версии истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50, которая сейчас разрабатывается. Представляется, что 15-20 перспективных истребителей будут построены до повторного ввода авианосца в состав флота, который состоится, скорее всего, не в 2017 году, а в 2020 году.

Оценка проектаРедагувати

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАКР класса «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта) и
Файл:1697.jpg
невозможности оперировать тяжелыми самолётами, подобным самолётам ДРЛО.

В настоящее время, возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы (из первоначальной партии в 25 серийных Су-33 на 2013 год в строю оставалось всего десять). Кроме того, серийные Су-33 представляют собой практически чистые перехватчики, и не располагают эффективным управляемым вооружением для ударов по защищенным наземным объектам или военным кораблям противника. В результате, авианосец обладает ограниченными возможностями по обороне от воздушного нападения и лишь формальными возможностями нанесения авиаударов по наземным и надводным целям. Планируется к 2015 году решить проблему, заменив Су-33 многофункциональными Миг-29К.

Технические характеристикиРедагувати

Взлётная палуба авианосцаРедагувати

Параметр Значение
Длина 305 м
Ширина наибольшая 72 метра
Осадка 10 м

Энергетическая установкаРедагувати

Параметр Значение
Паровые турбины 4 × 50 тыс. лошадиных сил
Количество ктолов 8
Количество винтов 4
Мощность турбогенераторов 9 × 1500 киловатт
Максимальная скорость 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость 18 узлов
Максимальная дальность плавания 8000 миль при скорости 18 узлов
Автономность 45 дней

ВооружениеРедагувати

На 2013 год в составе авиакрыла находятся:

Параметр Значение
Су-33 10
Су-25УГТ 2
Ка-27/Ка-27ПС 15
Ка-31 2
  • Су-33 — 10
  • Су-25УТГ — 2
  • Ка-27/Ka-27ПС — 15
  • Ка-31 — 2

Также авианосец вооружен:Редагувати

Оружие

12 × ПКРК 4К80 «Гранит»

24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)

2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)

6 × АК-630

ЭкипажРедагувати

Параметр Значение
Экипаж 1960 человек
Авиаперсонал 626 человек
Командный состав 55 человек

Категория:Авианосцы Категория:Русские авианосцы Категория:Корабли Категория:Современные авианосцы

Ad blocker interference detected!